Краткий обзор Введение Бадахшан - это условное, а также историческое название современной территории Горно-Бадахшанской Автономной Области Республики Таджикистан. Бадахшан расположен в юго-восточной части Таджикистана и северо-восточной области Афганистана. Эти две части Бадахшана были разделены в 1895 году по соглашению между Российской и Английской империями. Это решение играло политическую роль и не учитывало историчекого и культурного контекста региона. Практически одна культура, один народ были разделены политическими интересами других государств. Существующая и по ныне граница проходит вдоль реки Пяндж (Амударья). В советское время Бадахшан был переобразован в область в 1925г в составе автономного Таджикистана, как отдельное административное деление. За годы советского периода Горный Бадахшан достиг определенных успехов в различных сферах жизни, особенно в сфере образования, науки, культуры, быта и т.д. Однако, не была развита самодостаточная экономика, поэтому с разрушением советской системы возник коллапс в общественной жизни Бадахшана. Годы гражданской войны в Таджикистане для Бадахшана были очень трудными, учитывая недостаточные коммуникации и бездействующую инфраструктуру. Кризис в экономичекой жизни поразил многие районы Бадахшана. На помошь пришли гуманитарные организации. Практически весь Бадахшан жил в годы гражданской войны благодаря гуманитарной поддержке. География Горно-Бадахшанская область состоит из семи районов:
Все районы, за исключением Мургабского, занимают Западную часть Горного Бадахшана. Мургаб же занимает Восточную часть области, которая раньше называлась Памиром. Климатический Западная часть сильно отличается от Восточной. На Западной части расположены больше горные системы, но узкие долины гор покрыты растительностью. Здесь умеренный климат и растут почти все известные в Средней Азии овощи и фрукты. На Восточной части горная пустыня, скудная растительность, почти нет деревьев. Слева направо: Базар в Хороге, хорогский аэропорт, музыку на Памире любят в каждой семье, первый звонок Однако природа обоих частей богата полезными ископаемыми, много термальных и минеральных источников. Не менее богата также народная культура края.
Язык Основной частью населения западных районов Бадахшана составляют таджики. Дарвазские и ванджские таджики говорят на фарси-таджикском языке, жители Рушана, Шугнана и Шахдары говорят на шугнанском-рушанском языке таджиков, происходящим из древних восточно-иранских языков. Ишкашимцы говорят на фарси-таджикском, на ваханском и других восточно-иранских языках. Мургабцы говорят на киргизском языке, но там живут так же жители говорящие на таджикском языке.
Религия и верования Жители Горного Бадахшана исповедуют ислам. Жители Дарваза, Ванджа и Мургаба мусульмане сунитского толка - Ханафия. Жители Рушана, Шугнана, Шахдары и Ишкашима мусульмане шиитского толка - Исмаилия. Исмаилиты отделились в IX в. От остальных шиитов после правлении шестого шиитского Имама Джаъфара Садика. Они настаивали на замешении должности имама после его смерти его сыном Исмаилом, который к тому времени безвременно исчез и умер, но остался его сын Мухаммад. Исмаилиты имеют духовного лидера, который является прямым потомком пророка Мухаммада. В данный момент духовным лидером исмаилитов является Его Высочество принц Ага Хан IV, который является сорок девятым (49) по счету духовным лидером исмаилитов. Таджики Горного Бадахшана являются потомками древнейщих восточно-иранских племен. Они входили в состав скифо-сакских объединений, игравших огромную роль в этногенезе иранских и других народов Центральной Азии. Эти народы внесли свою ленту в создании культуры Бактрии, Кушан, Саманидов, Гуридов и т.д. Остатки древних крепостей и пограничных укреплений Бактрийского и Кушанского периода существует в Бадахшане до сих пор. В древние и средневековые периоды здесь проходили торговые и военные пути, соединяющих Европу с Китаем. По этому пути, через Вахан религия буддизма распространилась в Китай. В Ваханском коридоре столкнулись арабская мусульманская и китайская циливизации. Через эти дороги везли в Китай товары различного качества, например, из Согда военные кольчуги для Китайской армии, из Шугнана шиповник для китайского императора, музыкальные инструменты из Бактрии и Согда. Обратно шли караваны с китайскими товарами: бумагой, шелком, фарфором и т.п. Здесь проходили ветви Великого Шелкового Пути, которые были связаны с добычей Лаъла благородной шпинели в Шугнане и перевозкой его в Вавилон, Египет и Китай. Бадахшанские таджики сохраняют в языке и в быту много элементов древнеиранской идеологии, как и таджики долин Таджикистана. Но они имеют и свою специфику. Это отразилось во многих ритуалах и обычаях, например, во время свадебной церемонии, ритуала с огнем и в ритуалах домашнего очага. Жених перед уходом за невестой и всякий уходящий в путешествие из дома должен поцеловать домашний очаг с заженными благовониями. Свои особенности сохранились и в языке. Например, древнеиранское божество плодородия и воды - Анахита (Нана), сохранилось в шугнанском языке под именем материи - Нан. То же самое авестийское Замёд (Земля), как один из священных элементов сохранилось в слове Земад (Земля). Таких примеров можно привести множество. Почитание огня как элемент вошел даже в исламскую идеологию. Это можно увидеть в обряде поминаний ушедших - зажигании факела (чарогравшанкуни). Бадахшанцы последователи Исмаилизма. Это направление очень известен в средневековое время, как свободолюбивое и толерантное к другим течениям Ислама. В исмаилизме, возникшем в среде арабских и иранских мусульман, сохраняется сильный дух свободы, любви к знаниям и просвещению. Приверженцы исмаилизма наравне с другими защищали эти земли от нашествие крестоносцев во времена Крестовых походов, долго обороняли Иран и Багдад от монгольского нашествия и совершали бесчисленные подвиги. Были и трагические страницы в истории исмаилизма. Из-за политических перепитии, иногда они подвергались гонениям и на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Большой вклад внесли исмаилитские мыслители в культуру Средней Азии во времена Саманидов. К этим просветительским кругам имели близкие отношения Фирдоуси, Ибн Сина и др. При правлении исмаилитских Фатимидов в Каире был создан Дом Науки (Академия) и самое важное - первый университет в мире - Ал-ахзар, где мусульмане обучались всем существующим в то время в мире наукам. Известный таджикский поэт и мыслитель XI в. Насыр Хусрав, который возгловил миссию просвещения Харасана, навсегда оставил память о себе в сердцах жителей Горного Бадахшана. Традиция науки и образования сильно сохраняются в среде бадахшанских исмаилитов до сих пор. По все вероятностей, исмаилизм проник в Горный Бадахшан очень давно, т.е. еще до X в. Косвенным свидетельством, это является обнаруженные исключительно здесь древнейщие рукописи шиитского и исмаилитского толка. Для примера можно назвать рукописи Умм-ул-китаб-а отрывки из космолого-теологической системы исмаилитов времен имама Джаъфара Садика. Видимо деятельность Насыра Хусрава совпало с этой готовой благодатной почвой. Здесь, именно в этих теснинах гоор, он создавал свои основные философско-теологические сочинения, а также диван стихов, и как он сам выражается каждый год он их распространял по всему миру. К сожалению, они сохранились в основном, только здесь. И отсюда они получили новую, вторую жизнь. Национальные головные уборы припамирских таджичек Национальная одежда и быт. В основном они предпочитают белый цвет, с кружевами, особым орнаментом. Некоторые элементы арийской идеологии сохраняются в орнаменте памирских джурабов. До недавнего времени на Памире существовал тракский станок, где изготавливали гилем для халатов. Женщина в обществе имеет особое положение. Она имеет почти равные возможности с мужчинами. Женщины не скрывают свое лицо от посторонних. Несмотря на то, что по традиции и законодательству женщина имеет равные права с мужчинами, она традиционно сохраняет в семье послушность и уважение к мужу как главе семьи. Большинство женщин в Бадахшане имеют среднее образование, а многие - высшее. Слева направо: Современный костюм жениха из Ишкашима, современный костюм невесты из Ишкашима, старинный костюм молодой женщины из Рушана Своеобразную архитектуру имеет также памирский дом, который держится на пяти коллон. Сводчатый купол в середине дома решает проблему вентиляции и света. Внутреннее убранство дома на Памире В Бадахшане сохранились традиции народного промысла, ремесла, музыкального творчества и т.д. Музыкальная традиция очень разнообразна. Например, в Дарвазе сохранилась традиция Маврисарой, уходящее корнями к знаменитому Борбаду. В Шугнане и Рушане развиты жанры Даргилик и Маддохони - религиозно-философское воспевание Бога.
Внутреннее убранство дома на Памире ЗАКЛЮЧЕНИЕ Бадахшанские таджики по натуре открыты, правдивы и не любят фальш и обман. Несмотря на суровые географические и климатические условие они исторически предпочли тех мировозренческие системы, где правда, истина и справедливость имеют доминирующую ценность. Так было с зороастрийством, исламом и коммунизмом. Однако, они не формалисты и не не фанатики, они рациональны в выборе пути. Они не отрицают форму, но больше уделяют внимание смыслу, как это происходит в исповедуемом ими исламской ветви исмаилизма. (Подробно об исмаилизме см. Х.Додихудоев. Очерки философии, исмаилизма. Душанбе, 1977; Daftary F. The Ismailis: The History abd Doctrines. Cambrige, 1990). Слева направо: шугнанская девушка, ювелирные украшения таджичек горных районов Существующие мнение о том, что народы Бадахшана обитая в труднодоступных горных местах не подвергались внешному культурному влиянию не совсем корректно. Исторические факты и этнографические материалы свидетельствуют о том, что у них всегда существовали непосредственные контакты с остальными таджиками и другими соседными народами. По существу, исторически и культурно они себя никогда не отделяли от остальных таджиков. В настоящее время они ищут пути активной культурной и экономической интеграции Таджикистана с остальным миром.
Джонбобоев С Кандидат философских наук.
|
||